Алексей Лавров,
Ведущий специалист Бюро Детекции Лжи «Полиграф СПб»,
Санкт-Петербург
«В соответствии с последним докладом PwC - крупнейшей международной сети компаний в области консалтинга и аудита, в 2011 году от экономических преступлений в России пострадало 37% компаний. 34% из них в год теряют от 100 тыс. до 5 млн.долларов, 12% - до 1 млрд. долларов.
В соответствии с этим же докладом крупные экономические потери происходят в большей степени по прямой вине руководства, топ-менеджмента, и менеджеров среднего звена. 55% компаний сталкиваются с преступлениями своих же сотрудников».
Ситуация с обманом компании сотрудниками в настоящее время вряд ли изменилась к лучшему. Характер последних проверок и расследований на полиграфе, проведенных в организациях, свидетельствует о ещё более изощренных способах причинения ущерба.
Например, для позиции специалистов, работающих в закупках, или привлекающих подрядные организации, основным потенциальным риском в поведении сотрудника является получение денежного «отката» от поставщика (подрядчика, субподрядчика) и пр.
Уважаемый собственник бизнеса! Если вы поддерживаете такое поведение, то, конечно, с дальнейшим текстом вы можете ознакомиться просто из интереса…а можете ознакомиться с ценами на услуги.
Представьте себе Специалиста по закупкам некоторой компании-перекупщика, которая торгует оборудованием. Этот Специалист когда-то пришел в эту компанию из такого же сегмента бизнеса, у него есть наработанные клиенты, связи, понимание бизнеса, трудолюбие и пр. Он приходит с так называемой «базой клиентов», это не новичок, он преисполнен уверенности в себе и самомнением. От него напрямую зависят некоторые бизнес-процессы организации. Его не надо обучать и развивать.
Специалист прошел сложный путь. Он создал самое главное, с его точки зрения. Это взаимоотношения с поставщиками. Взаимовыгодные. Беспроблемные для обоих. Поставщику необходима отсрочка поставки. Деньги вовремя. Поставщику необходимо, чтобы закрыли глаза на некоторые недостатки поставки (мелкий брак, сроки и пр.). Компания-перекупщик – это инверсия поставщика, у него противоположные интересы. Товар сразу, деньги сразу, поставка без брака.
На стыке интересов – Специалист. Ведь он тоже хочет получать удовольствие от процесса, ему необходим «лёгкий» контрагент, с которым можно договориться «если что», соблюсти взаимный интерес.
И вот на Новый год поставщик, - с которым уже в неформальных беседах Специалистом «перетираются» разные темы: от хобби до талантов детей и семейных разводов, – привозит Специалисту КОНВЕРТ. Так, ни за что. Не за «причинение ущерба», не за зло, а просто – ПОДАРОК, за хорошие многолетние отношения.
При исследовании на полиграфе при обсуждении вопроса о причинении ущерба работодателю, как правило, Специалист говорит: «А я никакого ущерба не наношу. Я не ворую денег (то есть не изымаю их из компании), я не ставлю свою компанию в невыгодное положение, я, наоборот, способствую увеличению скорости решения всех задач. А денежный подарок поставщика – это ни в коем случает не «откат», я ж не буду отказываться (или еще такой вариант ответа: деньги меня еще больше стимулируют на эффективную работу в компании)».
Иногда от заказчика полиграфолог слышит такое: «Я знаю, что он (сотрудник) будет брать «откаты», но и польза от него будет хорошая. Мне важно понять, превышает ли сумма полученных вознаграждений (цена причиняемого ущерба) сумму приносимой им вероятной выгоды компании.
Вот тут трудно что-то возразить. Это дело хозяйское.
Цены на услуги.